наши проекты

Westwing Russia: мы переехали из AWS в облако MCS, чтобы предлагать российским клиентам все необходимое

Немецкие корни Westwing во многом определили предпочтения компании в выборе ИТ-инфраструктуры. Она несколько лет успешно пользовалась американским сервисом AWS с дата-центрами в Европе, хотя не уходила от гибридной модели — часть данных с самого начала хранили локально. Почему Westwing пришлось отказаться от AWS, как проходила миграция в российское облако и насколько успешным оказался этот кейс, рассказывает технический директор Westwing Russia Александр Пряхин.

О Westwing Russia

Александр Пряхин:

— Westwing — первый в России шопинг-клуб и интернет-магазин для тех, кто увлекается дизайном и хочет сделать свой дом стильным и уютным. Шопинг-клуб работает по принципу flash sales — это флеш-распродажи или сделки дня, когда в течение короткого срока распродается ограниченное количество товаров с большими скидками (до 70–90%). В Westwing мы ежедневно предлагаем участникам клуба пять-семь вариантов идей обстановки интерьера с продукцией известных брендов, отобранной экспертами вручную. Каждая акция включает не просто набор предметов интерьера, но и дизайнерскую концепцию.

В интернет-магазине Westwing, который работает чуть меньше года, мы используем традиционную модель продаж. Здесь в любой момент можно найти все необходимое для создания интерьера: мебель, декор, освещение, текстиль, аксессуары и прочее.

Наша ИТ-инфраструктура – колокейшн + облако

Александр Пряхин:

— Сейчас Westwing Russia — самостоятельная компания, но когда мы были частью немецкой Westwing, то начали работать с популярным в Европе сервисом AWS. Размещали в нем сервисы логики, а персональные данные хранили в дата-центрах на территории РФ. AWS — действительно удобная, но далеко не идеальная платформа. Например, нам не нравится vendor lock, когда мы сильно зависим от продуктов и услуг одного поставщика. Но это была справедливая плата: мы используем готовые решения as a service, а взамен нас избавляют от какой-то головной боли.

Нам подходила гибкость и стоимость облачной инфраструктуры, но не все данные можно было размещать в облаке, поэтому мы параллельно пользовались (и продолжаем это делать) услугой «колокейшн». На своем железе держим большие объемы критичных данных — они относятся к системам интеграции — и используем под них мощные серверы.

Несколько лет нас устраивала гибридная инфраструктура в этом виде. С самого начала мы работали в соответствии с 152-ФЗ (Законом о персональных данных) и хранили данные наших клиентов на территории РФ. Но Роскомнадзор в любой момент мог заблокировать IP-адреса внешних ресурсов, и тогда бы мы оказались заблокированными для российских пользователей. Такой печальный опыт уже был. К счастью, тогда проблема решилась быстро и в нашу пользу. С одной стороны, мы больше не планировали так рисковать, с другой — полностью созрели к тому, чтобы отказаться от AWS в пользу альтернативного решения. Тем более, у нас было на примете несколько довольно интересных с точки зрения функционала и стоимости вариантов.

Что дальше: хранить данные локально или искать в РФ замену AWS

Александр Пряхин:

— Мы рассмотрели все возможные варианты с облачными сервисами и колокейшеном, чтобы понять их стоимость и выбрать наиболее подходящий. И быстро поняли, что нам очень нравятся преимущества облачной инфраструктуры — это раз. И два — реализовать то же самое на локальных вычислительных мощностях в среднем в два-три раза дороже, чем в облаке. Пришлось бы покупать или арендовать серверы определенного типа, понести крупные капитальные расходы и расходы на амортизацию. Чего только стоит решение проблем с полетевшими деталями, которые нужно менять в срочном порядке! Или еще одна трудновыполнимая задача — быстро нарастить мощность на пиковых нагрузках.

В облаке все иначе. Здесь мы бóльшую часть забот перекладываем на провайдера. И теперь уже он занимается железом и разбирается с проблемами. Так как мы не планировали усложнять себе жизнь, то решили искать подходящий облачный сервис в России и готовиться к миграции.

Некоторые видят в передаче данных в облако риск — кто-то может получить доступ к аккаунту, подключиться к облаку и скачать данные из ЦОДа. Однако во всем есть золотая середина. У нас не было паранойи по поводу того, что мы отдаем данные в публичное облако — у нас уже был опыт работы с таким облаком. А пользуясь облаком, мы выигрываем в удобстве и экономим на операционных затратах. Тем не менее, мы также стремимся контролировать и обеспечивать необходимый уровень информационной безопасности.

Как мы выбирали облачный сервис в России

Александр Пряхин:

— Пока мы использовали AWS, некоторые данные (и это не персональные данные наших пользователей!) мы обрабатывали на сервере во Франкфурте. Потому основным драйвером миграции в российское облако стали риски блокировки зарубежных IP-адресов со стороны Роскомнадзора. Чтобы их минимизировать, мы планировали найти провайдера в России, который бы одновременно соответствовал ряду наших требований.

Работа по схеме on demand. Нам выгодно платить только за использование — во время пиковых нагрузок мы оплачиваем дополнительные ресурсы, а в остальное время платим только за то, что реально потребляем.

Открытость облачного провайдера. Мы искали достойную альтернативу AWS и ждали, что новый облачный провайдер пойдет навстречу нашим пожеланиям, будет готов взаимодействовать в решении разных вопросов, помогать с миграцией и т. п.

Почему выбрали MCS

Александр Пряхин:

— Мы вели переговоры с представителями нескольких облачных провайдеров в России, но в итоге остановились на облаке Mail.ru Cloud Solutions. Больше всего понравилось, как ребята организовали взаимодействие с клиентами — другие провайдеры не были столь открыты. Вначале нам предложили попробовать продукт, а потом принять решение, показали свою «кухню» и шли навстречу нашим пожеланиям. Учитывая, что в России облачная инфраструктура появилась недавно, это было круто! На примере MCS мы увидели, что российские провайдеры активно развиваются и предлагают продукты в облаке, которые не уступают западным. Второй момент — MCS построен на open source, использует известные сервисы. Это снимает проблемы vendor lock.

Что еще понравилось, так это помощь в организации миграции. Для нас проводили воркшопы, мы напрямую общались с техническими специалистами, инженеры MCS консультировали наших DevOps’ов — все для того, чтобы мы выбрали оптимальное решение.

О миграции данных в российское облако

Александр Пряхин:

— Нам предстояло перенести порядка 80 виртуальных машин, которыми мы пользовались в AWS, плюс лямбды, балансировщики нагрузки и другие сетевые вещи. Уже в процессе стало понятно, что у MCS нас полностью устраивает SLA и уровень сервиса в целом, поэтому сейчас мы продолжаем переносить данные из AWS на мощности российского облака. Работы затянули из-за vendor lock, который в нашем случае действительно тормозит миграцию. Но часть виртуальных машин мы перенесли, и они уже взаимодействуют с нашим дата-центром.

Сейчас на мощностях MCS размещается наш интернет-магазин с основным ассортиментом товаров для обустройства дома. Открыли его сравнительно недавно, но за это время он успешно пережил «черную пятницу». Изначально у нас был небольшой кластер виртуальных машин, которые страховали друг друга. О серьезных пиковых нагрузках речи не было — посещаемость пока скромная, тот же шопинг-клуб клиенты знают уже восемь лет, и там цифры впечатляющие.

Тем не менее на момент роста нагрузки мы могли без проблем развернуть необходимое количество виртуальных машин, доставить код, включить балансировку и спокойно обслуживать посетителей. На выходе получили гибкую инфраструктуру, способную адаптироваться под рост нагрузки в такие дни.

Представим, что в «черную пятницу» интернет-магазины работали не в облаке, а на наших серверах. Если бы отказало нерезервированное оборудование, мы бы ничего не успели сделать: поиск и установка новой занимают минимум три часа при самом оптимистичном раскладе. В облаке на все уходит максимум 10 минут: за пару кликов собирают виртуальную машину, запускают ее, добавляют IP-адрес выкатки и пару нод. Если что-то падает критично, тоже не беда, мы просто перемещаем виртуальную машину на другое железо.

В перспективе мы стремимся перейти к IaaS-модели полностью, когда не придется заморачиваться с поддержкой железа и миграцией виртуальных машин. Но ни один облачный провайдер даже при самом высоком SLA не гарантирует стопроцентной работоспособности наших сервисов. Поэтому пока нам важно диверсифицировать риски, мы не храним яйца в одной корзине.

Переходить в облако или нет – наши рекомендации

Александр Пряхин:

— Сейчас нашу гибридную инфраструктуру (включая колокейшн скромных размеров) поддерживают два DevOps-инженера. Если в компании нет таких специалистов, а есть разработчики, ей выгоднее пользоваться PaaS- и SaaS-сервисами, чем нанимать дорогостоящих DevOps’ов. А вообще универсального рецепта нет — в каждом конкретном случае будет свое решение. Если говорить о компании средней руки, то для нее переход в облако будет достаточно хорошим вариантом с точки зрения экономии денег.

Планы на будущее

Александр Пряхин:

— Мы не первый год используем облачную инфраструктуру и прекрасно осознаем ее преимущества, потому выбрали миграцию в российское облако вместо того, чтобы полностью перейти на колокейшн. И это вопрос не столько выгоды, сколько стабильности и удобства работы. Уверен, что и в ближайшем будущем для обеспечения работы интернет-магазина и шопинг-клуба Westwing мы будем использовать ту же модель ИТ-инфраструктуры, а когда-то, возможно, полностью мигрируем в облако, если это будет экономически целесообразно.

продукты
Tarantool Data Grid
Tarantool Data
Grid
Mail.ru Private Cloud Enterprise
Mail.ru Private
Cloud Enterprise
IoT Platform
IoT Platform
Цифровой ассистент
Цифровой
ассистент
Digital Insider
Digital Insider
Налоговый мониторинг
Налоговый
мониторинг
Process Mirror
Process Mirror
Коммуникационная платформа
Коммуникационная платформа
другие проекты
НЛМК внедрил цифровую интеллектуальную платформу в помощь поставщикам компании
Газпромбанк с помощью Tarantool ускорил работу внутренних систем в 50 раз
обратная связь
Чтобы подписаться на новости, введите адрес вашей почты:
Спасибо, что следите за нашими новостями!
обратная связь
личный кабинет
создание пароля
Чтобы задать пароль для вашей учетной записи, введите его дважды:
Спасибо, пароль успешно создан!
личный кабинет
На вашу почту отправлено письмо с кодом авторизации
Для повторной отправки кода нажмите
Повторная отправка возможна через секунд