Пандемия как фактор технологического развития бизнеса

О технологиях в эпоху коронавируса

Павел Гонтарев,
управляющий директор «Mail.ru Цифровые технологии» для РБК Pro:
На протяжении последних пяти лет в экспертной среде мы говорили о цифровизации. Говорили как о тренде, в рамках которого меняются привычные бизнес-модели, и как о философском понятии, которое каждый воспринимает по-своему. Вспоминали искусственный интеллект, облачные технологии, интернет вещей и иногда блокчейн как факторы изменений — и спорили, насколько эти технологии действительно новые.

Внезапно человечество столкнулось с пандемией — и с новой реальностью. По всему миру города закрывают на карантин, люди переходят на удаленную работу. Бизнес в сфере общепита и развлечений столкнулся с небывалой угрозой обнуления спроса. Крупный бизнес в сфере промышленности и добычи ресурсов ясно видит последствия глобального падения потребительского спроса.

Пандемия – намного более явный фактор ускорения технологических изменений, чем развитие блокчейна. Как он влияет на цифровизацию? Что происходит с обществом и рынком?

Некоторые технологии стали важнее других

Все средства обеспечения удаленной работы стали необходимостью. Закупщики целого ряда крупных российских компаний, которые никогда в жизни не приобретали ноутбуков, обзванивают поставщиков — а у тех опустели склады. Капитализация Zoom выросла в несколько раз за считанные дни. Мы в Mail.ru Group видим резкий взлет интереса к нашим облачным технологиям, корпоративным мессенджерам и почте, порталам и чат-ботам. 

Еще полгода назад ни одна из этих технологий не фигурировала в отчетах аналитиков как сфера столь активного роста бизнеса. Ставку делали на искусственный интеллект, по которому создаются национальные стратегии и который виден на всех радарах. Но в новой реальности потребности компаний упрощаются: прямо сейчас им не до квантовых исследований. 

Никто не готов ждать 

В условиях кризисов и экономической турбулентности начинать проекты с длинным циклом реализации никто не готов. Нет никакой уверенности, что на финише проекта экономические условия будут такими же, как и на старте. Прямо сейчас, наверное, нет смысла браться за внедрение ERP. 

С другой стороны, всем необходимы средства для видеоконференций. Сегодня, а желательно вчера. Крупным компаниям может быть полезна аналитика данных о работниках: кто откуда вернулся из отпуска, кто с кем потом контактировал. Общепит массово подключается к агрегаторам доставки – темпами, которые невозможно было представить год назад.

Интересно, что когда говорят «нет времени ждать», речь идет не о сроках окупаемости, а о сроках реализации проекта. Если прямо сейчас вы можете решить проблему, пусть даже это стоит дорого – траты оправданы, поскольку зачастую речь идет о выживании бизнеса в целом. Спасать бизнес нужно быстро, а что будет потом – будем решать по мере поступления проблем.

Электронная коммерция, и никакой другой коммерции

В новых условиях общество ускоренными темпами переходит к новым моделям потребления. Даже те, кто раньше этого не делал, понимают, что заказывать продукты в интернете удобно. У потребителей вырабатываются новые привычки: сначала в быту — а затем эти же привычки переносятся в профессиональную сферу и становятся стандартом для B2B-взаимодействия. 

Выросла роль пользовательского, клиентского опыта в продвижении сервиса или продукта. Персонализация, большие данные, использование разных каналов взаимодействия – все эти технологии становятся важными даже для тех, кто о них раньше не думал. Если такие еще остались.

Информационная безопасность уходит на второй план

Ряд компаний, которые относятся в РФ к критической инфраструктуре, в принципе не предполагали возможности массового удаленного подключения сотрудников к корпоративной сети передачи данных. Но сотрудники работают удаленно. Без доступа к своей рабочей среде они заводят почтовый ящик в интернете и используют мессенджеры для пересылки файлов друг другу. Наверное, это неизбежно. В условиях, когда необходимо резко менять бизнес, не до паранойи.

Гибкость в инфраструктуре выходит на первый план

Те, кто использует облачную инфраструктуру, внезапно прочувствовали всю прелесть гибкости, которую она дает. У кого-то взлетели масштабы использования внутренних ИТ-сервисов — и понадобилось экстренно расширить мощности в два-три раза. У других, наоборот, упала бизнес-активность, потребности резко снизились — а вместе с ними сократились и расходы. Где-то потребовалось экстренно создать новый веб-сервис, и с помощью облачной платформы это получилось сделать очень быстро.

Облачные провайдеры годами говорили об этой гибкости, но в обычных условиях мотивации для перехода к облакам у российских заказчиков не хватало. Зато теперь она резко появилась. 

Какой урок мы вынесем из этого кризиса 

Через какое-то время распространение вируса стихнет. Не все компании смогут его пережить — особенно велики риски для малого бизнеса в сфере услуг — но большинство вернется к работе. Будет как раньше, но не совсем.

Люди изменят отношение к работе в офисе после того, как несколько недель проведут в дистанционном режиме. Выработается привычка к средствам удаленной работы, которую можно использовать для повышения эффективности. 

Надеюсь, сойдет волна хайпа вокруг технологий, которые этого хайпа не заслуживают. То, что про них никто не вспоминает сейчас, во время кризиса – признак ненужности.  

Зато технологии, которые сейчас востребованы – получат новый импульс, и это несомненно.